Кто на Каспии всех сильнее?
Принято считать, что 'дипломатия канонерок' канула в Лету, но так ли это на самом деле? Скорее она переместилась в нам знакомые моря...Если понимать упомянутое словосочетание в смысле прикладного применения военно-морской мощи отдельно взятой морской державы для обеспечения политических и иных интересов этой самой державы в отдельно взятом регионе мира, то о смерти дипломатии канонерок можно говорить лишь с очень большой натяжкой. Вспомним все военные конфликты последних десятилетий – в них пресловутые 'канонерки' (читай - боевые корабли) морских держав всегда выступали там, где интересы этих самых держав подлежали обеспечению - прежде, чем звучали выстрелы, демонстрировался флаг и под его прикрытием шло неприкрытое давление на потенциальных оппонентов.Иногда это завершалось мирно, но чаще – нет.
И тогда дипломатия канонерок переходила в дипломатию иного измерения, именуемую 'миротворческими операциями'. Что же касается Каспия, то здесь логика та же, только вот отдельно взятых государств после того, как в 1991 году Союз нерушимый приказал долго жить, здесь стало поболее-вместо одного бывшего СССР на северных берегах Каспия появились сразу четыре очень отдельно взятых независимых и суверенных государства – Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. И, как водится, у каждого из них возникли свои, не обязательно и не всегда совпадающие с соседскими государствами государственные интересы, для обеспечения которых этим государствам и потребовались эти самые канонерки.
Классический пример тому - нерешенность раздела Каспия. За всем этим стоит одна проблема – освоение шельфа с его значительными запасами нефти. Правда, один старый каспийский игрок – Иран пока существовал Союз ССР, Тегеран сидел себе тихонько и никогда особо не вспоминал о своих желаниях завладеть 1/5 Каспийского моря. Тем более, что и возможностей у него для этого никогда не было - Иран был лишен в договорном порядке иметь ВМС на Каспии и все его военно-морские возможности здесь были и остаются весьма условными.Вот и появились у политиков новые амбиции и желание как следует 'застолбить' побольше за собой этих самых месторождений и акватории моря-озера. И вспомнили о том, что на море силу державы демонстрирует прежде всего военный флот. Не зря же в свое время российский самодержец Петр Романов (он же Петр I) говаривал, что государство, которое едино войско сухопутно имеет, одну руку имеет, а которое и флот-две руки. Стало быть, на сегодня обе руки на Каспии имеет как раз Россия. Именно ей в наследство от бывшего Союза на Каспии досталась Каспийская флотилия. Правда, без прежней инфраструктуры, а также части кораблей и судов, отошедших к Азербайджану. Зато остальные 'однорукие' прикаспийские державы вынуждены пока довольствоваться тем, что есть. А есть у них пока что маловато. Если не считать Азербайджана, которому россияне при разделе бывшей Каспийской флотилии кое-что оставили.
Итак, все по-порядку. После раздела в 1994 году бывшей Каспийской флотилии бывшего СССР к России с перебазированием из Баку в Астрахань отошло около сотни кораблей и судов. После усиления их кораблями и катерами, прибывшими с Черного моря и Дуная, Москва имеет здесь дивизион ракетных кораблей, дивизион торпедных катеров, бригаду десантных кораблей, включая не самые новые, но весьма эффектные корабли на воздушной подушке типа 'Джейран', бригаду минно-тральных кораблей, дивизион гидрографических судов и т.п. плюс береговые ракетно-артиллерийские части, авиация и бригада морской пехоты.
Нет ничего удивительного в том, что именно президент Путин попытался первым показать военно-морской кулак на Каспии. Причем решил сразу же после провала саммита прикаспийских стран в Ашхабаде в апреле 2002 года. В ответ на это россияне в августе продемонстрировали всю свою мощь, выведя в море до сотни кораблей и судов, демонстрируя всему миру, кто на Каспии всех сильнее.
Вторым по численности кораблей и судов на Каспии является Азербайджан - у него формально имеется один сторожевик проекта 159 ('Бакинец'), один торпедный, один ракетный катера, шесть тральщиков, столько же средних десантных кораблей и с десяток пограничных катеров, техническое состояние большинства из которых пока под большим вопросом. Это без учета пополнения азербайджанских ВМС за счет военной помощи от Турции и США (патрульные катера).
А в августе 2003 года на Каспии впервые состоялись азербайджано-американские военные учения. И еще пока вопрос, как именно повлияет появление миролюбивых янки в этом неспокойном регионе.Иран имеет на Каспии один весьма почтенного возраста тральщик, два десятка патрульных катеров и небольшое авиационное подразделение. Ударного оружия иранские корабли и суда на Каспии не имеют и особой угрозы ни для кого представлять не могут при всей воинственности заявлений Тегерана насчет того, что там 'не допустят ущемления своих законных прав на 20% дна Каспия' и т.п. Туркменистан остается наиболее 'одноруким' из всех на Kаспии – Туркменбаши как-то запамятовал о необходимости наличия флота. Формально ВМС у Туркменистана нет, а наличные патрульные катера главным образом украинской постройки (всего предполагается до 10-12 единиц) принадлежат пограничному ведомству. Наконец, Казахстан. Противоречивая военно-морская политика Н.Назарбаева привела к тому, что эта постсоветская республика единственная в своем роде, кто за 10 с небольшим лет собственной государственной независимости дважды (!) официально провозглашала создание на Каспии военно-морских сил. Сначала это имело место в 1996 году-тогда казахи надеялись, что Москва по аналогии с Азербайджаном поделится с Астаной кораблями и судами бывшей Каспийской флотилии. Казахи претендовали на 14-15 кораблей. Но – не вышло. Дружба дружбой, а табачок (в данном случае корабли) - врозь.Тогда Астана, уже заявившая об образовании ВМС, обратилась за помощью к иностранцам. Подарочные корабли, переданные казахам с барского плеча западными странами, особой ценности не представляли и не представляют. Немцы дали четыре рейдовых тральщика постройки конца 50-х годов, турки – два катера, да американцы два, из которых один современный. Плюс кое-что купили в Эмиратах (увы, при первом выходе в море, еще по пути в Казахстан, все они приказали долго жить и покоятся ныне на дне Каспия).
Правда, Астана, в отличие от других, не считая России, попыталась было строить корабли и катера самостоятельно – пока ей это удавалось с огромным трудом. И строят в Уральске только небольшие катера, по упрощенному проекту того же советского еще 'Грифа'. На сегодня их построили уже 3, еще один проходит испытания.Так что самостоятельно создать флот не получилось.
Кстати, еще раз о метаморфозах с созданием казахстанских ВМС. Зато после очередных заявлений из Тегерана насчет в адрес Казахстана в мае уже 2003 года с угрозой применения силы, Степная республика указом президента Н.Назарбаева во второй раз обрела ВМС. Пока в их составе имеется один тральщик 'Найзагай' ('Молния') и… военно-морское училище. На сколько лет затянется образование полноценных ВМС в этой стране – сказать сложно. Да и против кого воевать казахам на море?С Россией север Каспия поделили, с Азербайджаном вроде бы все решили тоже, сейчас на очереди переговорный процесс с Туркменией, Иран напрашивается на транзит нефти и покупает казахстаскую пшеницу и ВМС на Каспии почти не имеет… Наконец, существует и трехстороннее соглашение между Россией, Казахстаном и Азербайджаном о точке стыка линий разграничения дна Каспия. Не сегодня - завтра все, кроме разве упрямых персов начнут делить Каспий по серединной линии. Правда, и Россия, высказываясь против создания казахстанских ВМС, сама отказывалась разоружаться – известны заявления замминистра иностранных дел В.Калюжного на эту тему.
В общем, политика канонерок живет и побеждает – россияне оставляют за собой право вооружаться. Не зря же в состав Каспийской флотилии в этом году вошел новый фрегат 'Татарстан'… Главным обстоятельством, вызывающим тревогу россиян, является все большее проникновение на Каспий иностранных компаний. Так, только англичане и американцы напрямую или опосредованно владеют здесь 27% нефтяных и до 40% газовых запасов. Речь идет о геополитической игре мирового масштаба, выходящей за рамки простой схемы владения углеводородными запасами каспийского шельфа. Так что, эра милосердия пока в регионе пока не наступила. А значит – никто на Каспии разоружаться не собирается.
Источник: Proua.com от 30.10.2003
Последние новости рынка
- Коридор «Север-Юг» позволит создать региональный электроэнергетический рынок
- Иран и Италия подписали 7 документов о сотрудничествеИран и Италия подписали 7 документов о сотрудничестве
- Б.Зангене: Экспорт иранской нефти и газового конденсата превысил 2 млн. баррелей в день
- Добыча газового конденсата на иранском месторождении Южный Парс выросла на 15%
- Открытие в Иране железной дороги Казвин – Решт состоится в этом году
- В иранской СЭЗ «Кешм» открывается филиал российского банка TEMP
- Экспорт электроэнергии из Ирана в Пакистан вырастет до 3 тыс. МВт
- Иранская экономическая делегация направляется в Австрию
- В Исламабаде состоялся представительный бизнес-форум с участием глав двух государств, Ирана и Пакистана
- 4 страны готовы инвестировать иранский порт Энзели