Казахстан и Китай свяжет газопровод
На минувшей неделе в центре внимания прессы оказалось несколько крупных экономических проектов, касающихся строительства газопровода в Китай и покупки российской фирмой одного из ведущих операторов мобильной связи Казахстана. Итак, обо всем по порядку.
Китай и Казахстан рассматривают возможность строительства трубопровода, который будет поставлять природный газ из западного Казахстана в Синьцзян-Уйгурский автономный район, расположенный на западных рубежах Китая. Об этом информирует китайская газета China Daily. Данное сообщение вызвало интерес многих западных СМИ и попало на ленты таких агентств, как UPI и France Press.
Новая международная магистраль в будущем состыкуется с действующим трубопроводом, связывающим запад и восток Китая, по которому газ из бассейна Тарим в Синьцзяне транспортируется в Шанхай. В конце этого года изучением условий проекта займется нефтегазовая компания PetroChina. Пекин рассматривает возможность трубопроводных поставок газа из таких стран Центральной Азии, как Казахстан и Туркменистан как важный шаг к решению проблемы нехватки энергетических ресурсов. К тому же в самом Китае, несмотря на прилагаемые огромные усилия, так и не обнаружено крупных месторождений, которые позволили бы смягчить дефицит.
China Daily не называет ни предполагаемой стоимости китайско-казахстанского газопроводного проекта, ни его транзитной мощности, указывая со ссылкой на информированные источники, что строительство обойдется в миллиарды американских долларов и позволит транспортировать несколько миллиардов кубометров газа. Среди долгосрочных перспектив проекта называется его продление на запад к месторождениям Узбекистана и Туркменистана, а также состыковка с трубопроводными магистральными сетями России и Ирана, что позволит сформировать \"паназиатский глобальный энергетический мост\".
Однако, судя по публикации, еще преждевременно говорить о начале реализации проекта, а на его тщательное технико-экономическое обоснование могут уйти годы.
После того, как проект был предложен несколько лет назад, в рамках его осуществления достигнут очень незначительный прогресс, если о таковом вообще можно говорить, замечает издание. Экспертов беспокоит, что поставка газа на китайский рынок по трубам за тысячи миль станет слишком дорогой.
Предложение попало в центр внимания в июне прошлого года, когда Китай и Казахстан подписали соглашение об ускорении оценки проекта в ходе визита президента Китая Ху Цзиньтао в Казахстан. Высокопоставленный технический сотрудник компании China National Petroleum Corp (CNPC), чьим дочерним предприятием является PetroChina, сообщил газете, что обе страны все еще находятся на начальной стадии технико-экономического обоснования. \"Рассматривается несколько потенциальных маршрутов и располагающих запасами газовых месторождений, - сказал инженер, отказавшийся назваться. - Преждевременно говорить о проекте\".
Двум сторонам предстоит решить множество проблем, среди которых называют поиск источника крупных инвестиций, нестабильность газовых цен и неуверенность в наличии достаточных залежей газа, которые позволят сделать проект жизнеспособным. Определенные трудности связаны и с продолжающейся борьбой за контроль над каспийским регионом - вторым по величине потенциальных запасов углеводородов после Персидского залива - между такими странами, как Соединенные Штаты и Россия.
Высокопоставленный представитель PetroChina отметил низкую вероятность осуществления проекта в ближайшие годы. Скорее, он будет играть роль стратегического резерва в долгосрочном плане. Китайское правительство намерено втрое увеличить потребление природного газа до 2010 года. Пекин надеется заменить часть потребляемых нефти и угля на газ, чтобы уменьшить его серьезную зависимость от нефтяного импорта, а также улучшить состояние окружающей среды, сжигая меньше угля. Но в КНР пока не обнаружены достаточные собственные запасы голубого топлива. Согласно оценкам, дефицит природного газа в стране к 2020 году составит 80 млрд. кубометров. Чтобы удовлетворить спрос, Китай рассматривает возможности закупки трубопроводного газа из таких соседних стран и регионов, как Россия и Центральная Азия, а также импорт сжиженного газа в прибрежных провинциях.
Известно, что в этом году Казахстан и Китай уже начали строительство второй секции нефтепровода между двумя странами, по которому намечается перекачивать до 20 млн. тонн сырья в год. Обсуждение этого проекта, об осуществлении которого официальные договоренности были достигнуты еще в середине 90-х гг., также долгое время откладывалось. Но теперь есть все основания утверждать, что в 2005 году трубопровод войдет в строй, хотя и возможны некоторые осложнения и незначительные отсрочки. Таким образом, каспийские углеводороды Казахстана становятся для Пекина одним из самых важных источников энергоносителей.
Впрочем, кое-кто на Западе сомневается в том, что в будущем Каспий станет достойной альтернативой Персидскому заливу, по крайней мере в том, что касается нефти. Как пишет итальянская газета la Stampa (перевод inopressa.ru), \"теплится надежда, что в ближайшие годы Запад в значительной мере сумеет снизить свою зависимость от поставок нефти с Ближнего Востока\".
Альтернатив Заливу совсем немного, в данной публикации называются лишь две: бывший Советский Союз и Африка. Что касается России, то, хотя она и является вторым в мире производителем и единственной не входящей в ОПЕК страной, сумевшей значительно поднять объемы добычи (с 6 млн. баррелей в день в 1998 году до почти 8,5 млн. в 2003-м), автор ставит под сомнение ее долгосрочные перспективы. Это объясняется тем, что, \"по данным 2004 года, Россия сможет рассчитывать на 60 млрд. баррелей, что выводит ее лишь на 7-е место в мире (первые шесть мест принадлежат странам ОПЕК)\". Из чего, видимо, следует, что в будущем место России на мировом рынке энергоносителей станет более скромным.
В отношении нашей страны оптимизма еще меньше: \"От Казахстана следует ждать еще меньшей добычи: как производитель нефти он в настоящее время занимает лишь 19-е место, а по запасам находится на 16-м месте с 9 млрд. баррелей, иными словами, запасы меньше, чем даже у такого производителя средней руки, как Норвегия\". Еще ниже потенциал Азербайджана, который оказался на 18-м месте с 7 млрд. баррелей. Таким образом, отмечает итальянское издание, \"в районе Каспия разведано много новых месторождений, но и речи не идет о нефтяном Эльдорадо\".
С одним выводом итальянского журналиста трудно согласиться. В частности, он пишет, что \"в то время как Центральная Азия представляет интерес прежде всего для Европы из-за доступности благодаря наземным нефтепроводам, Черный континент считается зоной интересов американцев\". На самом деле в каспийском регионе присутствие корпораций из США достаточно весомо, а им для выгодного бизнеса вовсе не обязательно направлять всю добываемую каспийскую нефть в Америку. Ведь дело не в протяженности маршрутов поставок, гораздо важнее сохранять общий баланс на мировом рынке углеводородов. И Каспий, естественно, вряд ли перестанет привлекать повышенное внимание Вашингтона.
Есен СМАГУЛОВ,
Навигатор-2, 31.08.04.
Последние новости рынка
- Коридор «Север-Юг» позволит создать региональный электроэнергетический рынок
- Иран и Италия подписали 7 документов о сотрудничествеИран и Италия подписали 7 документов о сотрудничестве
- Б.Зангене: Экспорт иранской нефти и газового конденсата превысил 2 млн. баррелей в день
- Добыча газового конденсата на иранском месторождении Южный Парс выросла на 15%
- Открытие в Иране железной дороги Казвин – Решт состоится в этом году
- В иранской СЭЗ «Кешм» открывается филиал российского банка TEMP
- Экспорт электроэнергии из Ирана в Пакистан вырастет до 3 тыс. МВт
- Иранская экономическая делегация направляется в Австрию
- В Исламабаде состоялся представительный бизнес-форум с участием глав двух государств, Ирана и Пакистана
- 4 страны готовы инвестировать иранский порт Энзели