Парвиз Эсмаели
23 августа 2006
22 августа 2006 года представителям шести держав группы «5+1» был вручены результаты почти двухмесячного изучения иранскими экспертами пакета ядерных предложений, представленных Тегерану в начале июня. После того, как Исламская Республика объявила в апреле об обладании полным ЯТЦ, западный блок был вынужден занять пассивные позиции в ядерном споре – потому что Иран смог освоить ядерные технологии без нарушения международных законов и своих обязательств как члена МАГАТЭ. Усилия Запада по возвращению себе инициативы вылились в принятие резолюции №1696 Совета Безопасности ООН, которая не имеет правовой основы. Тот факт, что в пакете предложений был упомянут Совет Безопасности, означает, что США прибегли к тактике давления на Иран. Америка пытается заставить Исламскую Республику выбирать между плохим (пакет группы «5+1») и очень плохим (действия Совбеза ООН). Однако резолюция не оказала никакого влияния на ответ Ирана, хотя в его ответе учтена озабоченность международного сообщества. Исламская Республика продемонстрировала остальному миру свою приверженность международным законам. В то же время, власти страны заверили иранскую нацию в том, что не пойдут на размен национальных прав на односторонне навязанные юридические обязательства. После достижения прорывных успехов в сфере ЯТЦ, Тегеран более не намерен соглашаться с неоднозначными и односторонними подходами в ядерном вопросе. Он не может позволить крупным державам трактовать международные законы по их собственному усмотрению и игнорировать при этом неотъемлемые права Ирана, вытекающие из действующих договоров. Ответ Ирана позволяет найти выход из тупика. При этом, Исламская Республика сможет реализовать свои права по статье IV ДНЯО, а международное сообщество получит заверения в полной приверженности Ирана статьям I и II данного договора. В будущем, такой подход может служить моделью для МАГАТЭ и всего мира – как надо решать проблемы, связанные с ядерными программами отдельных стран. Иранские власти не могут согласиться на сдачу прав нации только для того, чтобы предотвратить незаконные действия Запада против Исламской Республики. Ответ Ирана демонстрирует, что мир и безопасность во всём мире очень важны для ИРИ – настолько, что Тегеран готов замедлить своё продвижение по пути реализации ядерных прав для того, чтобы подтолкнуть Запад к возвращению в рамки международного законодательства. Несмотря на всю развёрнутую на Западе политическую пропаганду, Иран предоставил свой ответ в оговоренный срок. Трём европейским державам не стоит забывать о том, что после получения предыдущих предложений Ирана – в марте 2005 года – им самим потребовалось свыше четырёх месяцев для подготовки ответа. Текст пакета предложений группы «5+1» и резолюции №1696 показывает, что Иран по-прежнему выступает за переговоры, а Запад предпочитает приостановку ядерной деятельности в ИРИ. Это означает, что заявления о признании прав Ирана по ДНЯО – без конкретного упоминания статьи IV – являются всего лишь пустыми словами. В то же время, с технической точки зрения, приостановка ядерной деятельности в Иране не эквивалентна лишению страны её атомной промышленности. После того, как государство овладело опытом, знаниями, технологиями и оборудованием, оно никогда не потеряет накопленное из-за приостановки работ. Если все проблемы Запада могут быть решены в результате приостановки, то Иран может помочь ему в ходе соответствующих переговоров. Но если Запад стремится к уничтожению атомного сектора Ирана, то он должен понять – время, когда это было возможно, безвозвратно ушло. Именно поэтому многие высокопоставленные западные дипломаты рекомендуют своим правительствам сотрудничать с Ираном в деле достижения атомного компромисса. Иран приветствует предложения западных стран о долгосрочном сотрудничестве в атомной, энергетической, торговой, сельскохозяйственной и информационно-технологической сферах. В то же время, Иран полагает, что Запад должен доказать серьёзность своих намерений и вступить в переговоры по устранению всех имеющихся в пакете неоднозначностей и выработке гарантий по воплощению западных обещаний в жизнь. Следовательно, Иран пригласил Запад сесть и совместно расшифровать все неясные моменты. Возможный компромисс не обязательно должен включать в себя приостановку всей ядерной программы Ирана. Согласно первому параграфу статьи IV ДНЯО, МАГАТЭ и проводящиеся агентством инспекции не должны затрагивать неотъемлемое право всех участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II ДНЯО. 27 лет потребовалось международному атомному агентству для того, чтобы закончить верификацию мирного характера ядерной программы Японии. При этом, ядерная деятельность в этой стране не прерывалась ни на минуту. Недопустимо применять двойные стандарты и варьировать подходы к разным странам! Если положения международного права, в том числе, ДНЯО, возьмут верх в иранском ядерном конфликте над эгоизмом отдельных государств, если дух понимания и компромисса возобладает над гегемонизмом и двойными стандартами, то Иран и Запад достигнут соглашения в ядерном споре. Сейчас мяч вновь оказался на стороне поля западного блока. Весь мир смотрит, каким станет западный ответ.
Источник:
«Мехр»
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий